Проблемы переработки ТБО в России

 

Многим известно, что проблема утилизации мусора в России решается менее эффективно, чем в европейских странах. Часто причинами этого называют менталитет и недостаточное технические оснащение, однако есть и другие предпосылки того, что попытки создать отлаженную систему утилизации не венчаются успехом. В этой статье рассматриваются ключевые российские проблемы переработки мусора.

Финансирование переработки ТБО 

Финансирование

На сегодняшний день вывоз ТБО (твёрдых бытовых отходов), в большей степени, финансируется за счёт взносов населения. По заверению самих коммунальных служб, действующие тарифы недостаточно высоки, чтобы обеспечивать не только вывоз и захоронение, но переработку и создание вторичного сырья.

Несмотря на государственную поддержку, коммунальным компаниям все равно не хватает денег для организации высокоэффективного цикла переработки, как в Европе. Существенным препятствием для этого также являются недифференцированные тарифы на ТБО. Независимо от того, сдаётся ли мусор раздельно или одной кучей, приходится платить одинаково.

Инфраструктура

Инфраструктура

Ответственные за вывоз мусора компании в России не могут уделять всё своё внимание этой проблеме, потому что на них возложен ряд других обязанностей. Тем более, и эти услуги не приносят исполнителю доход. Таким образом, организация занята сведением концов с концами, а не развитием системы обращения с ТБО.

Делегирование обязанностей по утилизации мусора профильным компания позволяет им полностью сосредоточиться на решении актуальных проблем, оптимизации своей деятельности, рационализации и совершенствовании имеющейся системы.

Руководство и контроль

Руководство и контроль

Действующая государственная система контроля над обращением с отходами возлагает смежные обязанности по управлению на разные министерства. Естественно, это снижает эффективность работы всей системы и приводит к неоправданным административным затратам. Для сравнения, в европейских странах деятельность утилизационных компаний регулируется одним органом, аналогичным российскому Минприроды.

Отделение частного бизнеса

Отделение частного бизнеса

Утилизация и переработка ТБО в РФ практически полностью управляется государственными компаниями. Частный бизнес к этой сфере подбирается с большими сложностями. На практике такой подход приводит к тому, что мусор годами

просто закапывается (а среди него есть важнейшие ресурсы для вторичного использования) и остаётся под землёй на будущее. В дальнейшем серьёзных подвижек в сторону его переработки не ведётся, и государство не получает от перспективного сырья никакой пользы.

Опыт западных стран, в свою очередь, говорит, что частная система обращения с мусором работает в разы эффективнее, постоянно находит решения по модернизации и даже привлекает инвестиции.

Информирование

Информирование

Население России, на самом деле, не заинтересовано в налаживании утилизации твёрдых бытовых отходов. И дело не столько в пресловутом менталитете, сколько в незнании о том, какие преимущества и дивиденды приносят система раздельного сбора и переработка вторичного сырья. А работа по совершенствованию общественного понимания проблемы не ведётся.

Мусоропроводы

Мусоропроводы

Мировой опыт показывает, что наличие мусоропровода – один из ключевых факторов, влияющих на эффективность раздельного сбора мусора. Устранение мусоропроводов в многоквартирных домах не только стимулирует раздельный выброс ТБО, но и улучшает санитарное состояние домов.

Маркетинг

Маркетинг

Отсутствие интереса к сфере переработки ТБО является также плохое развитие рынка вторичного сырья. Компании, которые готовы работать с отходами, испытывают проблемы с реализацией такой продукции. По аналогии с европейским опытом, предлагается ввести правила обязательного использования вторичного сырья, а также льготные условия для такого производства.

Отсутствие стратегии

Отсутствие стратегии

Не менее важной частью эффективной утилизации ТБО является долгосрочная стратегия, которой, к сожалению, не обладают многие действующие и разрабатываемые программы. Количественные и качественные планы, мероприятия, ресурсы, сроки и разграничение зон ответственности – только действительный подход к этим составляющим работы создаёт рабочую систему, которая показывает результат и готова функционировать годами.