Проблема утилизации использованных автомобильных шин актуальна для всех стран мира. Необходимость переработки диктуется и экологическими, и экономическими предпосылками, поскольку её продукты представляют ценность для химической промышленности. В большинстве стран отработанные покрышки либо сжигаются, либо измельчаются механически, но есть ряд других методов утилизации.
Необходимость переработки автомобильной резины
Общая масса вышедших из эксплуатации, но не переработанных покрышек в России превышает отметку в 1 миллион тонн. Вообще, от общего количества использованной резины перерабатывается не больше трети. Этот мусор негативно влияет на экологи по ряду причин:
- резина не разлагается и складируется огромными свалками;
- шины горят, выделяя едкий и вредный дым, и при этом их сложно тушить;
- свалки изношенных шин – отличное место для размножения насекомых-паразитов и грызунов, поэтому выступают фактором инфекционного риска.
При этом в отработанной резине сохраняются ценные для промышленности материалы: металл, каучук, текстильный корд. По этим причинам в развитых и развивающихся странах остро стоит вопрос восстановления, переработки и утилизации.
Механическое измельчение
Основным методом переработки автомобильной резины в большинстве стран остаётся механическое измельчение. В общих чертах, оно проводится в следующем порядке:
- Мойка, срезание бортовых колец и нарезка на крупные куски.
- Счищение металлического корда с помощью магнитной сепарации.
- Сильное нагревание или криогенное охлаждение (в зависимости от технологических особенностей переработки).
- Измельчение взрывом, протиранием, резкой, сжатием или ударным воздействием.
- Перетирание до крошки необходимой фракции.
Главный недостаток этого метода – высокая себестоимость вторичного продукта, потому что необходимо работать на специальном оборудовании. По некоторым расчётам, требуется 1000 кВт/ч электрической энергии для переработки 1 тонны.
Преимущества метода:
- техническая простота;
- экологическая безопасность;
- сохранение технологических характеристик резины.
Измельчённая резина используется в производстве строительных смесей, укладке дорожного покрытия, изготовлении изделий бытового назначения.
Другие механические методы
Среди альтернативных способов измельчения отработанных шин распространены:
- Роторное диспергирование. Измельчённая резина продавливается через отверстие диаметром 1 мм и преобразуется в мелкофракционную пыль, которая хорошо вступает в реакции.
- Бародеструкция. После измельчения резину доводят до текучего состояния в барокамере, отделяют от корда. На выходе получает крошка размером примерно 8 мм.
- Метод «озонного ножа». Озон разделяет металл и резину, делая последнюю более податливой для механического дробления.
- Ударно-волновое дробление. Покрышки охлаждаются до -70˚C, отделяются взрывом от корда, а затем доизмельчаются до нужного размера крошки.
Химическая переработка автомобильных шин
Методы, при которых разрушается химическая структура материала, не считаются рентабельными. Во-первых, из резины исчезает каучук. Во-вторых, конечный продукт имеет высокую себестоимость, но менее ценен для промышленного использования. Чаще всего применяются:
- Пиролиз - высокотемпературное разложение без кислорода.
- Сжигание.
- Растворение в агрессивной среде.
Первые два метода экологически опасны, так как связаны с выделением токсических веществ и углекислого газа в атмосферу. Но на некоторых промышленных объектах при горении шин вырабатывается тепловая энергия, обеспечивающая технологические процессы.
Растворение пока что слабо распространено в Росси и мире как способ утилизации автомобильной резины, но считается одним из самых перспективных методов и активно развивается в развитых странах Европы.
Теги: утилизация автомобильных шин, утилизация автомобильной резины