Утилизация автомобильных шин

Проблема утилизации использованных автомобильных шин актуальна для всех стран мира. Необходимость переработки диктуется и экологическими, и экономическими предпосылками, поскольку её продукты представляют ценность для химической промышленности. В большинстве стран отработанные покрышки либо сжигаются, либо измельчаются механически, но есть ряд других методов утилизации.

Необходимость переработки автомобильной резины

Общая масса вышедших из эксплуатации, но не переработанных покрышек в России превышает отметку в 1 миллион тонн. Вообще, от общего количества использованной резины перерабатывается не больше трети. Этот мусор негативно влияет на экологи по ряду причин:

  • резина не разлагается и складируется огромными свалками;
  • шины горят, выделяя едкий и вредный дым, и при этом их сложно тушить;
  • свалки изношенных шин – отличное место для размножения насекомых-паразитов и грызунов, поэтому выступают фактором инфекционного риска.

При этом в отработанной резине сохраняются ценные для промышленности материалы: металл, каучук, текстильный корд. По этим причинам в развитых и развивающихся странах остро стоит вопрос восстановления, переработки и утилизации.

утилизация автомобильных шин

Механическое измельчение

Основным методом переработки автомобильной резины в большинстве стран остаётся механическое измельчение. В общих чертах, оно проводится в следующем порядке:

  • Мойка, срезание бортовых колец и нарезка на крупные куски.
  • Счищение металлического корда с помощью магнитной сепарации.
  • Сильное нагревание или криогенное охлаждение (в зависимости от технологических особенностей переработки).
  • Измельчение взрывом, протиранием, резкой, сжатием или ударным воздействием.
  •  Перетирание до крошки необходимой фракции.

Главный недостаток этого метода – высокая себестоимость вторичного продукта, потому что необходимо работать на специальном оборудовании. По некоторым расчётам, требуется 1000 кВт/ч электрической энергии для переработки 1 тонны.

Преимущества метода:

  • техническая простота;
  • экологическая безопасность;
  • сохранение технологических характеристик резины.

Измельчённая резина используется в производстве строительных смесей, укладке дорожного покрытия, изготовлении изделий бытового назначения.

Механическое измельчение шин

Другие механические методы

Среди альтернативных способов измельчения отработанных шин распространены:

  • Роторное диспергирование. Измельчённая резина продавливается через отверстие диаметром 1 мм и преобразуется в мелкофракционную пыль, которая хорошо вступает в реакции.
  • Бародеструкция. После измельчения резину доводят до текучего состояния в барокамере, отделяют от корда. На выходе получает крошка размером примерно 8 мм.
  • Метод «озонного ножа». Озон разделяет металл и резину, делая последнюю более податливой для механического дробления.
  • Ударно-волновое дробление. Покрышки охлаждаются до -70˚C, отделяются взрывом от корда, а затем доизмельчаются до нужного размера крошки.

Химическая переработка автомобильных шин

Методы, при которых разрушается химическая структура материала, не считаются рентабельными. Во-первых, из резины исчезает каучук. Во-вторых, конечный продукт имеет высокую себестоимость, но менее ценен для промышленного использования. Чаще всего применяются:

  • Пиролиз - высокотемпературное разложение без кислорода.
  • Сжигание.
  • Растворение в агрессивной среде.

Первые два метода экологически опасны, так как связаны с выделением токсических веществ и углекислого газа в атмосферу. Но на некоторых промышленных объектах при горении шин вырабатывается тепловая энергия, обеспечивающая технологические процессы.

Растворение пока что слабо распространено в Росси и мире как способ утилизации автомобильной резины, но считается одним из самых перспективных методов и активно развивается в развитых странах Европы.

Химическая переработка автомобильных шин

Теги: утилизация автомобильных шин, утилизация автомобильной резины